Сухая кисть |
|
Сухая кисть |
Сухая кисть (англ. Drybrush) — живописный и графический приём в изобразительном искусстве. В основе этой техники лежит использование масляной краски, которая растирается кистями на бумаге (можно также использовать холст, негрунтованное полотно и т. д.). Популярность и развитие этой технике дали художники, рисовавшие портреты на ул. Арбат в Москве и в курортный сезон на побережье. На Арбате техника рисования сухой кистью на бумаге появилась в середине 1980-х годов. Дал ей начало один из художников Арбата — Акоп Тороссян. Он стал первым работать в этой, доселе не виданной и эффектной технике на Арбате. Многие Арбатские художники пытаясь повторить стиль техники пробовали растирать на бумаге гуталин. В оригинале используется масляная краска: сажа газовая или тиоиндиго. Дело в том, что классическая живопись маслом на холсте — трудоёмкий и длительный процесс, а технология сухой кисти позволяет выполнять портрет маслом или рисунок в течение нескольких часов, а быстрый набросок или шарж — за несколько минут. Эта техника позволяет добиваться детализации форм, достигая фотографического эффекта. Графика сухой кистью не требует закрепления, так как масло в нанесённой на поверхность краске высыхает и частично впитывается. Эта техника уступает в диапазоне возможностей классической живописи маслом, поэтому некоторыми художниками так же используется смешанная техника с различными сочетаниями живописных и графических материалов. В качестве красителя можно использовать и другие материалы — например, тушь, темперу, акрил. В качестве разбавителя для масляной краски используется солярка, скипидар, масло, а для туши и темперы — вода. Основой приёма в технике сухая кисть является применение очень незначительного количества связующих веществ (вода, масло), так, чтобы кисть оставалась почти сухой. Технологией письма сухой кистью (на рисунке показан пример письма китайской тушью в технике сухой кисти) пользовались ещё в XIV веке китайские художники, изображавшие чёрно-белые пейзажи. Материалами в этих работах были китайская тушь, вода и бумага. Они использовали кисти разной формы и длины, которые благодаря технике сухой кисти оставляли на бумаге специфическое игольчатое письмо, образуя своеобразную фактуру. Известный «неофициальный» художник В. Я. Ситников применял, начиная с 1950-х годов, своеобразную сухую кисть, орудуя на больших листах сапожной щёткой с незначительным количеством чёрной масляной краски. Тонкость создаваемой светотени была просто поразительной для такого инструмента.
Нетрадиционные техники рисования. 2012 Ерина Анастасия. erina_nastya@mail.ru |